ЗАПИТАННЯ ДО СВЯЩЕНИКА

На запитання відповідає ігумен Української Православної Церкви — Аліпій.

— Батюшка, благословите! Мне и моему парню предложили стать крестными родителями (мамой и папой) ребенку. Мы в будущем хотим расписаться и повенчаться, но нам сказали, что после того, как мы станем крестными, жить вместе нам уже будет нельзя. Объясните, пожалуйста, почему?
— Господи, благослови! Это действительно — так! Во время Таинства Крещения младенца крёстные вступают в родство по отношению как родителей крещаемого, так и по отношению к друг другу. Становятся братьями и сёстрами.
А брат и сестра жениться не могут друг с другом. Согласно таблице родства в Требнике Петра Могилы, жениться между собой не смогут и ваши внуки и правнуки. Поскольку духовное родство воспринимается как более важное и продолжительное, нежели даже кровное.
— Слава Богу! Под чьей редакцией, доступней для понимания, Толковая Библия Ветхий Завет, Новый Завет, посоветуйте.
— Господи, благослови! Рекомендую Вам, для начала, «Толкование на Четвероевангелие» Гладкова. Он написал просто и доступно после многих колебаний, от безверия придя в радостную тишину логики Веры. Причём не упустите его Предисловия и Послесловия.
— Благословите, Батюшка! Если есть какие-то определенные проблемы, мы молимся, молимся, а ничего не помогает, а иногда Бог посылает наоборот — как раз то, чего просил в молитвах избежать. Ходим в церковь, молимся, просим, верим, а не дает Бог... Что же делать? Знаем, что ослабевать в вере нельзя.
— Господи, благослови! Надо помнить, что одно — суждение Божие, а другое — человеческое. Знаем ли мы, что нам на самом деле полезно? Авраам просил у Бога детей. И Господь ему обещал. Обещал, обещал, обещал и не давал. Прав ли Бог в этом Своём делании? Безумен будет тот, кто усомниться в правости Того, Кто Начало всего во времени и во вневременьи!
Почти сто лет надо было ждать Аврааму, чтобы исполнилось Божие обещание. Но оно исполнилось, потому что вера Авраама оставалась жить. И она была сугубо испытана даже после этого терпеливого ожидания!
Не бойтесь! Только веруйте! Бог совершает только разумное и благое.
— Спаси, Господи! Скажите, пожалуйста, кому молиться, чтобы муж не изменял и не врал?
— Господи, благослови! О заблудшем супруге надо молиться Богу. И просить для него помощи у святых угодников Божиих: мученика Вонифатия, преподобных Иоанна Многострадального и Моисея Угрина Печерских чудотворцев, а также праведного Алексия Человека Божьего.
— Благословите, батюшка! Уже больше 8-ми лет ношу в ухе серьгу. Просто как украшение. И сыновьям тоже одели по серьге. Но в храме батюшка сказал, что носить серьгу грех. Правда, не объяснил почему. Браслет на руке, видимо, не грех, несколько мужчин в храме с браслетами были, и на них внимания батюшка не обращал. Почему грехом является ношение серьги? Или это просто личное неприятие такого украшения? Спаси Вас Господи!
— Господи, благослови! Проблема в том, что сегодня ношение серьги в ухе мужчиной асоциируется с его нетрадиционной сексуальной ориентацией. От того, думается, ваш священник недоволен неуместным украшением парней. Однако стоит ему напомнить, что практически все древнерусские князья, а также запорожские козаки, тоже носили в ушах серьги, и Церковь их за это не порицала.
— Батюшка, благословите! Как правильно поступить, если твой начальник премирует тебя деньгами поверх основной заработной платы, но я знаю, что деньги эти получены обманным путем? Я бы хотела совсем отказаться от такой премии, но не знаю, как это сделать, могу ли я брать эти деньги и отдавать полностью на милостыню, не будет ли это участвием в воровстве?
— Господи, благослови! Думаю, Вы приняли верное решение: принять, но использовать на добрые дела. Поскольку не брать премию — будет вызовом и мирно не закончится.
— Благословите, отец Алипий. Скажите, пожалуйста, можно ли православной женщине пользоваться косметикой, духами, а мужчине-одеколоном. Ранее я читала, что пользоваться нельзя. Но сейчас на многих православных сайтах, в том числе и на сайте Киево-Печерской лавры, пишут, что косметикой пользоваться можно, лишь бы она не была вызывающей. Благодарю Вас за помощь.
— Господи, благослови! Есть канон Церкви, запрещающий священникам пользоваться всевозможными благовониями. На этом основании и сложилось мнение, что никому из христиан нельзя пользоваться духами и одеколонами. Но этот канон возник в то время, когда благовония были баснословной роскошью, и священник не мог приобрести их за свои деньги. А, значит, стараясь потворствовать богатым, стал бы тратить деньги, которые ему доверила паства на дела благотворительные. Потому Святые Отцы сразу пресекли всякие соблазны. Но при этом вовсе не имели в виду, что христиане должны обязательно дурно пахнуть. В доказательство того, что Церковь не против приятных запахов,— многоразовое каждение в храме благоуханным ладоном.
Ну, а в силу того, что духи и одеколон теперь более доступны, они перестали быть запретными для христиан и даже священников, хотя канон никто не отменял, но время его упразднило, убрав саму причину возникновения канона.
Потому правы те, кто советует умеренно пользоваться косметическими средствами.
— Благословіть, отче, запитати, як правильно звернутись до священнослужителя за благословенням. Наприклад, попросити «Благословіть отче» чи «Благословіть, і отче (на якісь конкретно справи)». Чи правильно я розумію, що треба покласти праву руку на ліву, поклонитись і поцілувати благословляючу руку. Господь посеред нас.
— Господи, благослови! Ви написали правильно. Так і робіть.