ЗАПИТАННЯ ДО СВЯЩЕНИКА

НА ЗАПИТАННЯ ВІДПОВІДАЄ  ІГУМЕН УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ — АЛІПІЙ:
— Благословіть запитати, отче. Чи потрібно подавати милостиню при впевненості,що людина займається цим професійно?
— Господи, благослови! В «Посланні Дванадцяти апостолів» говориться, що усякому, хто просить, — давайте, але сказано також: хай твоя драхма запотіє у твоїй руці, перш ніж ти дізнаєшся кому даєш. Тобто, ми відповідаємо за свою милостиню. Людину ж, яка паразитує на жалості людей, підтримувати не можна.
— Господи, благослови! Скажите, пожалуйста, если квартира наша освящена, а к нам приезжают на Пасху очень близкие родственники с собакой (которую не с кем оставить). Я не могу сказать родным людям: не едьте с собакой. Потом нужно будет переосвящать квартиру? Или это все глупости? Спаси, Господи!
— Господи, благослови! Начнём с того, что квартиру не освящают (освящают храм!), а благословляют к проживанию, потому повторно в любом случае этого делать не надо. Собака такое же творение, любимое Богом, как и всё, что Он создал. А создал Он всё хорошо, как свидетельствует Сам. Потому собакой вы не осквернитесь.
— Отец Алипий, я читала ваши ответы, и вы на один вопрос ответили, что курение — не грех. А как же святые отцы учат и говорят, что курение приятно сатане, во многих монастырях не допускают к причастию, если человек курил и не воздерживался от курения. Или вы допускаете такое?
— Господи, благослови! Я высказал мнение именно святых Отцов. Ясно сформулировал эту формулу преподобный Амвросий Оптинский: курение — не грех, грех — страсть, которая появляется от курения. Подобно высказывался преподобный Силуан Афонский в связи с тем, что большинство духовенства до Революции было курящим. А сатане приятно всё, что приводит к страсти.
То, что в монастырях не допускают к Причастию курцов, то это оправдано только в случае, если они посмели нарушить Литургический пост и выкурили сигарету перед Причащением. В таких случаях речи о Причастии не может быть.
Допускаю ли я такое? Что именно «такое», — я не знаю. Но, думаю, что речь идёт о том, что Вы предполагаете, будто я одобряю курильщиков. — Нет, я не одобряю это пристрастие и с трудом переношу соседство с курильщиком, поскольку сам никогда не курил. Но мои личные мнения здесь не имеют значения. Например прославлению страстотерпца царя Николая не помешало то, что он курил, как и никто не сомневается в святости преподобномученицы Марии (Краваевой), которая также страдала от привычки табакокурения.
Добавлю, что у старообрядцев мне довелось слышать более жёсткие суждения о том, что позволительно для христиан. Так вот, в перечне грехов там стоит: табакокурение, чаепитие, кофепитие. Если быть строгим, то можно согласиться, что пристрастие к кофе и чаю тоже грех, как, вообще, любое пристрастие.
— Скажите, пожалуйста, мы с мужем (гражданским — живем вместе 5 лет) хотим обвенчаться. Батюшка в церкви сказал нам, чтобы с нами были еще 2 человека, которые держали бы нам венцы. Так вот вопрос — можно ли, чтобы венец держала некрещенная особа — муж и жена, брат или сестра? Вообще, это имеет какое-то значение — кто будет держать венец? Или, может быть, можно просить батюшку, чтобы никто не держал? (чтобы просто надели на голову). Заранее большое спасибо за ответ.
— Господи, благослови! Вообще-то, для супругов без благословения, создавшего семью, а затем «задним числом» желающим получить благословение Церкви, есть свой особый чин вступления в брак. Он значительно проще, чем тот, что для девственников (венцы — свидетельство Церкви о том, что вступающие в Брак подобны мученикам своим плотским воздержанием). В нём две первые молитвы и ектения носят покаянный характер. Венцы не одеваются на главы брачущихся, а священник простирает только над ними руки с брачным тайносовершительным возгласом. Потому не думаю, что очень понадобятся держатели венцов.
Однако, что касается вопроса: некрещённый ни под каким видом не может участвовать в Таинствах Церкви. Свидетели брака должны быть верными, а, значить, христианами. Традиция предлагает для этого неженатых молодых людей. Но в Церкви, кто может быть свидетелем( женатый — неженатый, молодой — старый, мужчина — женщина), не оговаривается.
— Как люди знают, что вот похоронили человека, а его мощи будут нетленны? И кто знает через какое время нужно выкапывать? А вдруг где-то лежат мощи святого в земле, а их не выкопали (и никто даже ведать — не ведает)?
— Господи, благослови! Нетление мощей вовсе не является обязательным свидетельством святости умершего. Более того, иногда нетление наоборот может свидетельствлвать о том, что земля умершего не принимает. Потому нетление мощей должно быть не абсолютным: какая-то часть тела обязательно должна подвергнуться истлению.
Извлекают из места погребения только те мощи усопших, которые принадлежат заведомо святым людям. И только ради всеобщего почитания, а не чтобы проверить их состояние.
— Добрый день! Подскажите, можно ли идти свататься на неделе после Пасхи? Если нет, то когда это согласуется с уставами Церкви?
— Господи, благослови! Сватовство — народный обычай и Церковным уставом не предусмотрен. Однако, если сватовство сопровождается праздничной трапезой, то, естественно, тогда, что сватанье не может быть в дни поста. Но в Пасхальные дни — запрета нет.
— Отец Алипий, можно ли поминать умерших на кладбище едой или только дома, в церкви — панахидой? Спасибо.
— Господи, благослови! Церковное правило (канон) и Кормчая книга строго запрещает христианам устраивать трапезы (тризны) на могилах умерших. За это священники, если будут усмотрены в таких поступках, могут быть даже низложены с сана.