КРЕСТ ХРИСТОВ

КРЕСТ ХРИСТОВ

В православной церковной традиции Крест Христов, как символ нашего искупления от греха, смерти и дьявола, имеет свои разновидности. Один из самых богатых на символику — крест схимнический «Голгофа». Надписи и криптограммы на нем в древнерусской традиции были гораздо разнообразнее, чем на греческих крестах. С XI века под нижней косой появляется символическое изображение главы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Господь наш Иисус Христос. «На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп», — пророчествовал праотец Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения: «М.Л.Р.Б.» — место лобное распять бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед главой, изображаются так: правая на левой, как при погребении или причащении. Буквы «К» и «Т» означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «ІС», «ХС» — имя Иисуса Христа, а под ней: «НИКА» — Победитель; на титле или около нее надпись: «СНЬ» «БЖІЙ» — Сын Божий или аббревиатура «І.Н.Ц.И.» — Иисус Назорей Царь Иудейский; надпись же над титлой: «ЦРЬ» «СЛВЫ» — Царь Славы. Такие кресты положено вышивать на облачении великой или ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле; на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване для мирян, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.
Олег СТЕПАНОВ