«Відшукай всьому початок…»

Козьма Прутков писав: «Відшукай всьому початок, і ти багато чого зрозумієш...». Є одна книга, в якій те, що веселило досвідчених інтелігентів початку XX століття, залишилося таким же комічним, але водночас пізнавальним вже для широкого кола і на початку XXI століття.
Це написана найвидатнішими сатириками початку ХХ століття — Теффі, Димовим, Аверченком, О.Л.Д’Ор — «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (СПб, 1910 р.). У цій, повній чорного гумору, талановитої містифікації, книзі і більш, ніж через сто років, ми знаходимо відповіді на витоки багатьох сьогоднішніх українських проблем. Та й не тільки українських. І то не є несподіваним, як для будь-якого талановитого твору, та ще і виданого в умовах жорсткої царської цензури. Ось декілька прикладів.
Про братерство слов’янських народів: «Славяне делились на несколько групп, и каждая группа с редкой настойчивостью отстаивала свою самобытность. Чем более походили одна на другую две соседние группы, тем сильнее была их вражда. Обозревая бесчисленные войны прошедших веков, нетрудно вывести такое историческое правило: «Сила, с какой отталкиваются два соседних народа, прямо пропорциональна квадрату их родственности».
Про «витоки» сучасного українського вибіркового судочинства: «Кончил он (тобто Ярослав Мудрий — прим. автора) тем, что сочинил законы, которые собрал и напечатал в губернской типографии под названием «Русская Правда». Министров юстиции тогда ещё не было, и судьи имели полную возможность судить по существующим законам.
Но судьи были истинные патриоты. Они поняли, какой вред могут принести патриотическим идеям писаные законы, и за небольшое вознаграждение они стали показывать, как можно обходить законы.
Один из судей, Шемяка, впоследствии на этом составил себе имя и сделался родоначальником целого поколения шемякинцев.
Через несколько лет «Русской Правде» исполнится 1000 лет, и большая группа юристов собирается отпраздновать с помпой тысячелетие обхода писаных законов».
Ось які багаті традиції має наше вибіркове судочинство!
А ось «родовід» менеджерів з постачання, чиновників і міліціянтів:
«Рюрика приняли с удовольствием.
— Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но его потомки будут Рюриковичами. Синеуса приняли благосклонно.
— Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом.
Но насчет Трувора возникли прения.
— Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.
Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить. От Труворовичей и пошли на Руси интенданты, приказные (чиновники — прим. автора), хожалые (міліціянти) — прим. автора).
Для чого нам «євроінтег­рація», тобто «варяги»:
— Зачем вам порядок? — спросили варяги. Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к этому вопросу они совершенно не были подготовлены.
— Да как же без порядка! — стали они мямлить. — Нужен порядок...
— Зачем же нужен?
— Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок? Варяги засмеялись.
— Ну, хорошо, — сказали они, — порядок нужен для порядка. А земля ваша действительно велика? Послы оживились…
…— А земля ваша действительно обильна?
— Обильна ссорами...
Заметив, что слова эти произвели на варягов нехорошее впечатление, послы бросились в ноги и завопили:
— Ваши благородия! Не оставьте нас, сирот. Вы — наши отцы, мы — ваши дети. Приходите учить нас уму-разуму».
У чому «сенс» цієї «євроінтеграції» для сучасних «справжніх козаків», які, звісно, в черговий раз змінили «вектора»: «Свобода была добыта, и казаки загрустили.
— Что нам делать со свободою? — задали они Хмельницкому вопрос.
— Скучно с ней! — роптали старые казаки. — Когда нет свободы, за нее можно драться. Веселее тогда. А теперь что? И подраться не за что.
— Скверно, когда не за что драться! — соглашалась молодежь.
Казачество зевало от бездействия. Татары остались также безработными и уже подумывали о войне с казаками.
Хмельницкий видел это и, наконец, предложил:
— Давайте, братцы, отдадимся какому-нибудь государству!
— Ура! — закричали радостно казаки. — Вот это золотые слова.
— Отдадим Украину, а потом будем ее снова отнимать. Отнявши, снова отдадим, а отдавши, снова будем отнимать.
— К кому же присоединимся? — спросил Хмельницкий.
После краткого совещания казаки решили присягнуть на подданство московскому царю. Поляки же до нынешнего дня остались только при жене Хмельницкого. Казаки свободнее вздохнули. Потом они стали вздыхать не так свободно, но зато чаще».
Хіба є щось нове під Місяцем? Адже минуло понад сто років лише з часу видання…
О.ПРОВОТОРОВ