Підводний човен… в українському Поліссі, або Яке відношення до моря має міський мікрорайон «Морське»

Підводний човен… в українському Поліссі, або Яке відношення до моря має міський мікрорайон «Морське»

Один із мікрорайонів Новограда-Волинського називають «Морське». Цікаво, а чи багато новоград-волинців нинішнього покоління здогадуються про походження такої назви, адже від Новограда до найближчого моря — сотні кілометрів? Чому ж «Морське»? Відповідь на це питання знають старожили, на очах яких наприкінці 1940-их років будувалося й відкривалося військове училище відповідного профілю — Військово-морське авіаційне училище зв’язку.


А в 1950-их роках на його базі було сформоване 245-те Новоград-Волинське військово-морське авіаційне технічне училище (в/ч 87358). У переддень ювілею — 60-річчя початку навчання — друкуємо уривки із книги Андрія Михайловича Верхоланцева, в якій розповідається про історію становлення частини (подаємо мовою оригіналу).

Первые послевоенные годы, конец сороковых ознаменовался постепенным расколом бывших союзников по Второй мировой войне на два противостоящих лагеря, а после знаменитой «фултоновской речи» Черчилля началась «холодная война», со всеми вытекающими последствиями. Противники начали втайне друг от друга, в условиях строжайшей секретности, создавать новые виды вооружения и всячески укреплять свои вооружённые силы.
Именно в те годы в лексиконе и появились выражения типа «подводная лодка в степях Украины». В принципе, принятие «на верхах» решения о размещении в Украине, в центре европейской части материка, военного морского училища и было такой «подвод­ной лодкой»…
Из воспоминаний ветерана училища и в/ч 87358 Ивана Тарасовича Кушнира узнаём, что идея разместить морское училище именно в Новограде-Волынском принадлежит полковнику Кошелю Ивану Митрофановичу, нашему земляку, новоградцу. Когда в учебном центре Новая Ладога (Ленинградская область) поднялся вопрос, где размещать вновь создаваемое военное училище связи, полковник Кошель предложил Новоград-Волынский, где он бывал неоднократно и где имелся подходящий, пустующий после войны, военный городок. Рядом — железнодорожная станция и автомагистраль «Брест-Киев». Его предложение было принято, и в 1946 году в Новограде-Волынском было сформировано Военно-морское авиационное училище связи (ВМАУС).
С тех самых пор в Новограде появились военные моряки, приводя в недоумение местных жителей, больше привычных к кавалерийским галифе с леями, чем к морским клешам. В 1947 году был произведён первый набор курсантов из числа мичманов и старшин, проходивших службу на офицерских должностях в частях морской авиации и на флоте. Срок обучения был 12 месяцев. Училище готовило офицеров — специалистов связи для обслуживания радиосвязного оборудования самолётов морской авиации, наземных средств связи и наземных радионавигационных станций. Кроме этого, два классных отделения (примерно 60 человек) готовили офицеров-шифровальщиков, для работы на кодировочных машинах (типа немецкой «ЭНИГМА»).
В 1947 году был первый выпуск офицеров. А с 1948 года в училище на трёхгодичный срок обучения стали принимать абитуриентов с «гражданки» по направлению военкоматов.
Необычность пребывания в городе большого количества военных моряков приводило в замешательство не только гражданское население, но и приводило к комичным случаям при контакте с коренным, сухопутным гарнизоном. Один такой случай описывает Яков Красильщиков:
«…Особо хотелось отметить Мишку Хитерера. Он носил форму мичмана и в увольнение ходил с кортиком и в белых перчатках. Звание имел мичмана, но погоны носил капитана 3 ранга плавсостава без звездочек, то есть, с двумя черными просветами, как курсант. В городе квартировали четыре воинских гарнизона. Помню только танкистов и летчиков. Мишка гордо вышагивал в своем мичманском мундире с кортиком у пояса, и встречные офицеры, увидев его непонятные погоны, отдавали ему честь, что воспринималось им как должное. Так продолжалось довольно долго. Однажды, во время прогулки по городу, Мишка остановил капитана-танкиста за то, что тот не приветствовал его. Завернув его и, приказав капитану пройти мимо него строевым шагом, Мишка ждал выполнения команды. Тот прошел мимо Мишки, затем подошел к нему и, извинившись, поинтересовался его воинским званием. Мишка гордо ответил «мичман». — Что? — взревел капитан, — всего старшина?! А ну-ка мимо меня 20 раз строевым шагом. Мишка был вынужден подчиниться. Затем капитан подозвал патруль и приказал арестовать Мишку на трое суток. Весть об этом происшествии мигом облетела гарнизон, и теперь Мишке нельзя было появляться в городе. Каждый встреченный им офицер, даже младшие лейтенанты, не отказывали себе в удовольствии погонять его строевым шагом. Вот так-то! Уж мы в роте похохотали над его приключениями».
В 1952 году Военно-морское училище связи было передислоцировано в Ригу. Таким образом за шесть лет существования училища в Новограде-Волынском в казарменном городке и на прилегающей территории были постепенно устранены следы военной разрухи, здания приобрели жилой вид, появились перспективы. За этим районом города прочно закрепилось название «Морское училище».
Именно в этот период военный городок осматривал маршал И.С.Конев (на то время — командующий Прик. ВО) и остался доволен состоянием базы. Видимо «на верху» уже были какие-то планы на будущее «Морского».
23 июля 1953 года Приказом Генерального штаба Вооружённых Сил на базе Молотовского (Пермского) ВМАТУ было сформировано 245-е Новоград-Волынское военно-морское авиационное техническое училище. Начальником училища был назначен генерал-майор Евсей Михайлович Аникеев.
Работа по формированию училища шла одновременно и в Перми, и в Новограде. В Новоград-Волынский из Пермского училища была направлена «передовая команда» для приёмки от представителей убывшего в Ригу училища связи территории военного городка, казарм, учебных корпусов, складских и подсобных помещений, пищеблока, клуба, в общем — полностью всей училищной базы. В состав этой команды входил мой отец, ст. л-т Михаил Иванович Верхоланцев.
В течении августа практически весь командно-преподавательский состав будущего училища был укомплектован и расселён по ДОСам. Жилой фонд училища был небольшой и в одной квартире селили 2-3 семьи, на то время это было обыденным делом. 1 сентября дети офицеров пошли в школу по новому месту службы родителей. Хозяйственная деятельность училища шла полным ходом, всё было готово к приезду эшелона.
К середине сентября 1953 года всё учебное имущество, предназначенное для отправки из Перми в Новоград, было подготовлено. За несколько месяцев до этого в Пермском училище был произведён набор курсантов на 1-й курс, с ними был проведён «курс молодого бойца», личный состав курса принял Военную Присягу, и им было объявлено, что дальнейшее обучение будет проводиться в Украине, во вновь сформированном военном училище в г.Новоград-Волынский. Для переезда был выделен железнодорожный состав (эшелон).
22 сентября 1953 года эшелон прибыл в Новоград-Волынский. Курсанты прямо с поезда зашли в подготовленные для них казармы, в которых даже кровати уже были заправлены. Привезённое учебное имущество было оперативно размещено по учебным классам и подготовленным помещениям. А буквально через неделю, 1 октября, начались плановые занятия!
Для жителей Новограда-Волынского все эти переезды и передислокации училищ прошли незаметно. «Морское училище» было — «морское училище есть».
10 июня 1954 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР Новоград-Волынскому училищу было вручено Боевое Знамя. Для вручения Боевого Знамени в училище прибыл начальник военно-морских авиационных учебных заведений генерал-лейтенант Иван Васильевич Шарапов. С этого дня училище стало полнокровной боевой единицей Вооружённых Сил.
Для качественного проведения учебного процесса предстояло выполнить большой объём работы. В кратчайшие сроки был построен учебный аэродром на служебной территории училища за первым учебным корпусом.
Вскоре в училище стали поступать образцы авиационной техники. Самолёты привозили в разобранном виде в специальных контейнерах. Фюзеляж, крилья, двигатель, оборудование — всё отдельно. На месте при училище была организована их сборка. При желании можно было даже запустить двигатель и «погазовать».
На то время в училище поступили современные образцы авиатехники: «Ил-28», «Миг-15», «Миг-17», «Миг-19». Один из «училищных» самолётов «Миг-19», в связи с переходом на более новые образцы авиатехники, в 70-е годы был подарен городу и установлен, как памятник героям-авиаторам возле житомирского моста.
Впрочем, самолёты в училище поступали не только в разобранном виде, но и прибывали «своим ходом». На полевой аэродром «Броники» (в десяти километрах от города) сели восемь бомбардировщиков «Ту-4». Экипажи сдали самолёты в исправном состоянии представителям училища и убыли в свою часть. Самолёты были разобраны специалистами, перевезены в училище, и их оборудование использовалось для совершенствования учебной базы.
В 1955 году самолётный парк училища состоял из десяти учебных самолётов, чего вполне хватало для проведения практических занятий с курсантами.
Большая работа проводилась по благоустройству территории военного и жилого городка. Были построены и заасфальтированы все дороги, оттрассированы аллеи, разбиты клумбы.
Вокруг территории городка, включая ДОСы жилой зоны, был построен кирпичный забор с двумя контрольно-пропускными пунктами. КПП-1 стоял на выходе из городка в город, по ул.Левченко, а КПП-2 — на выходе в сторону железнодорожного вокзала, по ул. Твиленевой. Центральный КПП находился между жилой зоной и служебной территорией училища.
Активная жизнедеятельность училища и учебный процесс требовали большого расхода электроэнергии, с которой в Новограде-Волынском в то время были перебои. Зачастую электричество отключали в самое неподходящее время, случались срывы учебных занятий. Поэтому командование училища приняло решение создать автономный аварийный источник электроэнергии. Было построено здание электростанции, в котором был установлен дизель-генератор с подводной лодки, обеспечивающий электроэнергией весь военный городок в случае аварийной ситуации. (Сейчас в этом здании находится кафе «Диброва»).
Главной задачей подготовки офицеров-авиационных специалистов было приобретение практических навыков в обслуживании авиатехники при подготовке её к полётам, умение быстро и качественно осуществлять проверку работоспособности оборудования и систем самолёта, проводить анализ и устранение неисправностей и отказов авиатехники во время её эксплуатации. Важное значение имеет также умение самостоятельно выполнять положенный объём работ на технике, умение заправлять самолёт кислородом и другими спецжидкостями, подготовить авиавооружение и снарядить им самолёт.
В училище регулярно проводились спортивные праздники и соревнования между подразделениями на первенство училища по различным видам спорта.
В ноябре 1961 года Военное авиационно-техническое училище прекратило своё существование и было переформировано в 64-ю Военную авиационную школу механиков (ВАШМ).
На учебную базу части продолжала поступать новая современная техника: «Миг-23 МЛ», «Миг-23 УБ» (спарка), штурмовик «Су-25» («грач»), «Су-7БМ», обновлялось оборудование учебных лабораторий.
По самым скромным подсчётам, за годы своего существования с октября 1953 г. по 1999 год в стенах в/ч 87358 прошло обучение и было подготовлено для ВМФ и ВВС около 25 тысяч специалистов (офицеров, прапорщиков и солдат).
К сожалению, с образованием Вооружённых Сил независимой Украины, Военно-Воздушным силам нового государства не требовалось большое количество авиамехаников. Следовательно, отпала необходимость в таких учебных частях, где их готовили. К концу 1999 года в/ч 87358 была расформирована, военное имущество и техника вывезены, а территория части была передана городским властям, которые её распределили между различными учреждениями.
Несмотря на то, что в/ч 87358 с 1999 года уже не существует, как боевая единица Вооружённых Сил, память о годах службы навсегда останется в сердцах ветеранов части, большинство из которых постоянно проживают в Новограде-Волынском. Организация ветеранов в/ч 87358 «Авиатор» объединяет всех, кто создавал, строил и проходил службу в части. В настоящее время в списках организации числится 74 ветерана.
Підготував Олег БРЮХАНОВ
Фото з архіву Андрія ВЕРХОЛАНЦЕВА