ЗАПИТАННЯ ДО СВЯЩЕНИКА

НА ЗАПИТАННЯ ВІДПОВІДАЄ ІГУМЕН УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ — АЛІПІЙ:
— Мені здається, що я зараз перебуваю в глухому куті. Моя дружина не розуміє, що контрацепція є гріхом. Їй здається, що я, говорячи їй про це, хочу уникати її. Мені важко йти на цей гріх, але бачу, що, відмовляючи їй, я ризикую втратити свою дружину, вона просто піде від мене. Підкажіть мені, будь ласка, як правильно маю поступати: чи грішити разом з нею, чи стояти на своєму, ризикуючи цілісністю своєї сім’ї?
— Господи, благослови! Звичайно, що у такому питанні має розбиратися саме Ваш духівник, який би знав Вас, та Вашу сім’ю. Але, підозрюю, що його у Вас нема, тому Ви до мене і звертаєтесь по допомогу.
Я у свою чергу звертаюсь по допомогу до Церкви. Тому привожу Вам цитату з «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»:
Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и, заботясь прежде всего, о сохранении и укреплении семьи.»
Як бачите, Церковний розум, з м’якістю підходить до питання контрацепціїї, хоч і висловлюється, що це гріх, бо в основу використання контрацепції покладено егоїзм. Але у Вашому випадку, Ви щиро бажаєте жити поза гріхом та вважаєте за важливе зберегти сім’ю. Отже, на Вас і не покладається провина за використання протизачатних засобів. А жінка, може, з часом, зрозуміє свою помилку.
— На похоронах крест ставили в голову. Сейчас, спустя некоторое время, мы думаем поставить небольшой памятник, и мнения разделились: куда ставить — в ноги или в голову? И еще. На отпевание человека мы приглашали священника на кладбище. Тогда он нам и сказал, что не следует ставить большие, массивные памятники. Что тяжелые они для душ, давят на них. Подскажите, что Вы думаете по этому поводу.
— Выносят покойника ногами, следовательно, и лицом вперёд, он как бы смотрит, куда его несут. В Храме он лежит ногами к Алтарю, на восток. Так и на кладбище крест ставят в ногах, как бы перед ним и тоже на восток. Богатые, дорогие памятники люди ставят скорее для себя, чем для покойников. Покойнику он не нужен, это мы, живые, хотим что-то сказать этим дорогим памятником. Когда приходишь на кладбище и видишь, какой дорогой памятник ты поставил, приходит особое личное удовлетворение собой, оно несколько закрывает утрату и боль о покойном. Главное, что нужно душе усопшего, — это молитва, милостыня и добрые дела в память об усопшем, это куда важнее, чем дорогой памятник. Я думаю, эту духовную тяжесть имел в виду священник, отвечая на Ваш вопрос. Поэтому не вешайте на своё сердце этих уз, дорогих памятников — подарков покойным. Поставьте хороший Крест и сделайте кому-то радостнее и отраднее жизнь добрым делом в память о Вашем дорогом человеке.